Сколько непонятного, удивительного связано с этой страной. Окруженный высочайшими вершинами мира, Тибет еще до рождения Будды вызывал благоговейный трепет у всей Азии. |
Путешественники свидетельствуют, что встречали немало индусов-паломников, которые имели целью одно: умереть на этой священной земле...
Легендарный Тибет с его не менее легендарной столицей Лхасой. Загадочный город. Наглухо закрытый для иностранцев. Пржевальский, объехавший всю Азию, приблизился к стенам Лхасы, мечтая посетить ее. Навстречу ему вышла делегация лам: униженно просили они чужестранцев не вступать в святой город. И Пржевальский повернул назад... А Рерих? Отдавший столько сил Востоку, столько таланта Тибету — и он не смог войти в Лхасу.
Для России впервые Тибет открыл наш соотечественник бурят Г. Цыбиков. Он проник в Лхасу под видом буддиста-паломника. И оставил интересные записки, которые ныне стали библиографической редкостью. Знакомые буддисты не раз говорили мне, что Цыбиков глазами европейца увидел Тибет, обратив внимание на внешнюю, «грубую» сторону обрядов и не заметив положительного. И все же его наблюдения весьма любопытны.
Путешествие Цыбикова совпало с началом века, и новый, 1901 год он встретил в Тибете, где, как известно, счет времени идет по лунным месяцам. А потому это случилось в феврале. Астрологи, как всегда, составили календарь на предстоящий год, определили неблагоприятное совпадение чисел с днями недели и... исключили эти числа из 1901-го. К примеру, вчера было 1 -е число, а сегодня 3-е, потому что второго числа не должно быть в этом месяце. Зато другое число, чтобы не допустить неправильности в фазах луны, удвоится. Так могут случиться два 21-х числа в одном месяце.
Цыбиков описал обряды, которыми сопровождались религиозные праздники. Это были целые театральные действа, пышные, красочные.
...Двор монастыря заполнен десятками тысяч монахов, лишь узкие проходы оставлены для надзирателей, которые разносят чай и кашу. Не поместившиеся во дворе (а это обычно молодые послушники) располагаются на крыше навеса, и горе тому, кто занял место, не подобающее низкому сану, — сгонят плетью, а то и дубиной... На площадях тем временем проходят диспуты: ученые ламы — философы, медики, астрологи — держат своего рода экзамен на получение очередной степени...
В каждом богатом монастыре есть свой лекарь — эмчи, который обучает лам тибетской медицине. В каждом же богатом монастыре есть свой прорицатель, на которого «спускают чойджо-на», — так называют буддисты сам процесс вещания. Это происходит так. Прорицатель садится в кресло, обратившись лицом к публике, и ламы начинают читать призывные молитвы, сопровождаемые тихими звуками кларнетов. Один из прислужников усердно воскуряет благовонными травами вокруг прорицателя, который сидит первое время молча и почти неподвижно...
Но вот мускулы его начинают приходить в содрогание. Первыми начинают дрожать ноги, затем все выше и выше остальные члены. Это происходит с такой постепенностью, что маленькие бубенцы, в изобилии подвешенные к разным частям одеяния, начинают издавать звуки, вызывая у слушателей полную иллюзию приближения кого-то издали. В конце концов, дрожит уже все тело. Прорицатель наклоняется вперед и проводит как бы полукруг от левой руки к правой, моментально откидывает голову назад и смотрит вверх, то есть обозревает своими глазами три мира...
Теперь чойджон все видит, все знает: прошлое и будущее, судьбу каждого. Происходит что-то наподобие шаманского действа: лицо искажено, из горла вырываются хриплые звуки. Вопрошающим даются лаконичные ответы, и, наконец, дух покидает прорицателя, теперь он вновь простой человек. Его уносят...
Многие обряды покажутся нам развлекательными, но Тибет жил по своим зачастую суровым, а подчас и леденящим душу европейца законам.