Отдельные терапевтические подходы
Те же самые явления констатируют и в отношении основных классических терапевтических подходов: все они, в принципе, направлены на глобальное понимание и гармоничное развитие человека, однако в действительности большинство из них обычно отдают предпочтение каким-либо двум особым путям:
- биоэнергетика использует прежде всего физический и аффективный (эмоциональный) подходы в поисках связи, существующей между телом и «запечатленными» в нем аффективными травмами;
- психоанализ особо нацелен на лучшее осознавание (несколько интеллектуального характера) аффективной жизни;
- групповая динамика проясняет (через рациональное измерение) социальные взаимодействия;
- религии и определенные формы медитации — это коллективные способы подхода к духовному измерению;
- природная медицина, акупунктура, а также йога, тай-цзи и многие другие восточные школы подчеркивают тесные связи, объединяющие тело и космические или духовные энергии.
Я ставлю Гештальт в центр этой схемы потому, что он стремится действовать с помощью многомерного продуктивного подхода, учитывая
- Одновременно физическое, аффективное, рациональное, социальное и духовное измерения человека
не только по отдельности, но и в их взаимодействии, предлагая не просто анализ, а их глобальное синтетическое видение, направленное скорее на прояснение того, «как это функционирует сейчас», чем «почему это так функционирует». Выражаясь более образно, можно сказать, что
- Гештальт восстанавливает в своих правах функции правого полушария головного мозга, ведь наша культура сделала из нас «больных гемиплегией», обращаясь чаще к левому, аналитическому и рациональному полушарию нашего головного мозга.
Потому что, возвращаясь к уже цитированному афоризму Эдгара Морена, «мечта совершенно рационального человека полностью иррациональна», ибо
- «реальное не рационально, оно—невообразимое чудо». Michel Serres. Le Parasite. Paris. Grasset, 1980
Социо-Гештальт
А сейчас мне хотелось бы подчеркнуть, что пять основных полюсов, которые я распределил по пяти концам моей пентаграммы-звезды, проявляются не только при гармоничном развитии одного отдельного человека; эта же схема может быть экстраполирована на множество других ситуаций: на пару, семью, учреждение, предприятие, общество в целом и даже на такой простой предмет, как книга, которую я сейчас пишу или которую вы сейчас читаете. Для этого достаточно транспонировать каждую из пяти тем, сохраняя в них то, что является их основной сутью.
- Все это для меня — не просто игра ума или педагогическая наглядная схема, предназначенная для студентов. Пентаграмма — это функциональный рабочий инструмент (обладающий определенной эвристической ценностью); и сам я постоянно использую этот инструмент с момента его создания — как для диагностики, так и для работы с любого рода ситуациями. Эвристический — способствующий открытию.
А начинаю я с определения переразвившихся или недоразвившихся измерений, а затем пытаюсь вообразить ту стратегию, которая смогла бы гармонизировать ситуацию.
В качестве примера хочу представить таблицу, иллюстрирующую проявления этих пяти полюсов в различных случаях:
Пять полюсов | Человек | Пара | Больница | Предприятие | Эта книга | Физический, или материальный | Тело | Физические (сексуальные) отношения | Материальные условия: помещения, оборудование | Материальные средства: помещения, станки, капитал | Ее материальное оформление: обложка, бумага | Аффективный | «Сердце», другой человек | Аффективные (любовные) отношения | Спонтанная социограмма отношений, связи и жизнь в коллективе | Аффективный климат: рабочая атмосфера в коллективе | Удовольствие от ее чтения: стиль, иллюстрации, контакт с автором | Рациональный, или интеллекту- альный | «Голова», идеи | Обмен идеями, интересами | Лечебные техники, обучение | Техники производства и сбыта | Изложенные идеи: их доступность и интерес | Социальный, или - культурный | Окружающие люди | Круг друзей, социальная активность | Функциналь- структурная органиграмма: иерархия | Социальные структуры: иерархия, профсоюзная жизнь | Влияние окружающей среды на эту книгу, профессиональ- ные контакты | Духовный, или идеологический | Мир | Общие идеологические убеждения | Идеологические принципы по отношению к смерти, правде и др. | Неявные цели, социальная философия предприятия | Представленные философские и идеологические направления |
Serge Ginger, 1987
Как-то я был приглашен для проведения однодневного семинара по организационному консультированию в интернат для трудных подростков, проходящих кризисный период жизни и находящихся под угрозой тюремного заключения.
После того как я провел там несколько часов, мне стало очевидно, что из пяти основных осей две были особо запущены:
- помещения для детских групп выглядят полностью обветшавшими, вызывая ощущение грусти и запущенности (физический или материальный полюс);
- кроме того, воспитатели совсем не верят в значимость своего собственного труда, считая бесполезным постоянное «замазывание» многочисленных недостатков, ответственность за которые они почти полностью перекладывают на общество (идеологический полюс);
- однако внутри команды сохраняются теплые неформальные отношения (аффективный полюс);
- нет недостатка в идеях (рациональный полюс), связанных с воспитательной работой и реализацией отдельных мероприятий, в которые тем не менее никто не верит! («Можно было бы сделать это или то, но все это в любом случае бесполезно!..»);
- сохраняются приемлемые социальные отношения, как в плане внутренней органиграммы (разделение функций), так и в плане взаимодействия с окружающей средой (семьи детей, их соседи...)
Такой быстрый и краткий обзор позволяет мне сразу же сконцентрировать мои усилия на двух, как мне кажется, наиболее ослабленных осях: материальной обстановке и идеологической основе.
Понятно, что в ходе моей работы, вдохновленной тем, что я окрестил социо-Гештальтом, я не предаюсь специально анализу предполагаемых исторических причин той затруднительной ситуации, в которой находится это учреждение. Даже если бы я стал выделять правдоподобные гипотезы, объясняющие ухудшение ситуации, то это привело бы к еще большей моральной депрессии в команде через «оправдывание» испытываемых трудностей: «Ну вот, а разве могло быть по-другому?»
Наоборот, я стараюсь благоприятствовать осознаванию (awareness) возникшей ситуации: более ясному осознаванию настоящего и того, с чем можно было бы экспериментировать.
Здесь я закончу рассказ об этом несколько необычном семинаре: нам становится ясно, что применение и адаптация как разнообразных моментов из общей философии Гештальта, так и его специфических техник возможны и для такой ситуации, когда клиент — это не изолированный индивидуум, испытывающий трудности, а целое учреждение.
А используя воображение, мы представим, с какой легкостью можно экстраполировать большую часть принципов и методов Гештальта. ( Арнольд Бейсер еще в 1970 году заявил в своей широко известной статье о Парадоксальной теории изменения, что эта же самая теория изменения приложима и к социальным системам...
- «Это подразумевает, что система начинает осознавать свои отчужденные как внутренние, так и внешние фрагменты с целью их повторной интеграции в основной способ своего функционирования посредством процесса, сходного с завоеванием идентичности отдельным индивидуумом». См. также: S.Herman, М. Korenich. Authentic Management: A Gestall Orientation to Organizations and their Development. USA. Addison-Wesley, 1977.
Так, например, можно было бы исследовать:
- границу-контакт между учреждением и обществом;
- механизмы избегания (интроекция плохо усвоенных уставных принципов и демобилизирующая конфлуэнция с идеологическими системами, проекция трудностей на окружающую среду или общество, почти самоубийственная ретрофлексия агрессивности, приведшая учреждение на грань закрытия, и т. д.);
- образ собственной «личности», созданный себе этим интернатом;
- можно еще заставить поговорить между собой разные части этого учреждения, восстановить коммуникацию между двумя инстанциями («головой» и «телом») или способствовать эмоциональному проявлению в малых группах и т. д. Говорить с ...а не о...,
- поработать над коллективной мечтой (фантазии этого учреждения и др.);
- выявить незакрытые Гештальты (например, принятые, но так и не выполненные решения) и виды дисфункций цикла контакта-отхода в самых разных событиях;
- постараться интегрировать противоположные полярности (уважение к неповторимости каждого работника и его социальная роль, и т. д.)
Такая работа, конечно же, всегда идет в направлении от мобилизации осознавания к тому, что всплывает здесь и теперь в возникшей ситуации.
Итак, то, что я называю социо-Гештальтом,— это не применение Гештальта внутри предприятия или учреждения,
- а применение Гештальта к учреждению (или предприятию) как к целостному организму, находящемуся во взаимодействии с окружающей его средой
36 37 38 39 40 39 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51