Гештальт — ключ к контакту
Итак, Гештальт — это эффективная психотерапия: одновременно быстрая, глубокая, с устойчивыми результатами. Вместе с этим остается уточнить ее границы и основные показания к ее применению, такие как: посттравматические, психосоматические и сексуальные расстройства, подавленность, депрессия, а также пограничные состояния. Во всех перечисленных случаях целесообразно использовать психотелесный Гештальт, мобилизующий непосредственно глубинные лимбические слои головного мозга, заключающие в себе энграммы воспоминаний.
-
Для нас Гештальт в своей основе остается психотерапией, но, кроме того, Гештальт нам представляется универсальным методологическим инструментом, позволяющим по-особому взглянуть на человека и окружающую его среду,— ключом, открывающим границу контакта между внутренним и внешним, между мной и миром. Он демистифицирует представление о всемогуществе мысли и науки («Идея об абсолютно рациональном человеке — совершенно иррациональна»,— говорит Эдгар Морен): интуитивный синтез предшествует рациональному анализу, прояснение искомой цели просвещает больше, чем понимание причин из прошлого, оптимистический целеполагающий вопрос «зачем?» торжествует над пессимистическим каузализмом вопроса «почему?», творческая поэзия жизни преодолевает математическую и стереотипную ригидность материи.
Поэтому Гештальт предстает как явление нашей эпохи — современником новой культуры, стремящейся освободить человека от его «гемиплегической» обусловленности, на которую мы обрекли нашу левополушарную культуру Запада.
Теория Гештальта продолжает вызывать споры, но именно это нас и радует, ибо догматическая застылость угрожает любой теории или доктрине: как Гештальту, так и психоанализу, как христианству, так и коммунизму, она может привести в конце концов к склерозу и смерти. Гештальт смог объединить в гармоничном синтезе многочисленные терапевтические и философские течения, возникшие за последние полвека, помогая таким образом возникновению новой парадигмы, нового видения человека на заре встающей эры, отмеченной переходом от стремления иметь к стремлению быть, от разъединения и накопления к единству и интегрированности.
Поэтому Гештальт не претендует на статус науки, оставаясь скорее искусством, сопровождая те современные исследовательские поиски в физике, биологии и философии, которые стремятся соединить материю и энергию, а значит, тело и дух. И тогда Гештальт смог бы стать ключом к контакту, который позволит предпринять захватывающее путешествие в поисках невообразимых богатств цивилизации человеческого общения.
36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51